Александр Розов (alex_rozoff) wrote,
Александр Розов
alex_rozoff

Categories:

Геддес видевший будущее. Говорят: оно не состоялась. А может наоборот: мы не состоялись?

Норман Бел Геддес (1893-1958) родился в Мичигане, и в 23 года начал карьеру дизайнера театральных декораций. У него это получалось. За 10 лет он концептуально оформил более 200 театральных постановок, его концепции технического оснащения и пространственной организации сцены вошли в историю театрального дала. Но сейчас о другом. В 1927-м Геддес основал частное проектное бюро промышленного дизайна. Уточним: футуристического дизайна. Это не была какая-то научная фантастика. Геддес создавал вполне реальные проекты самых разных вещей (автомобилей, газовых плиток, радиоприемников) - и эти проекты были реализованы компаниями-заказчиками дизайна. Помимо проектов под заказ, бюро Геддеса создавала футуристические проекты под потенциального заказчика - на 10 - 15 лет вперед. Концепт-проекты на 10 лет - нашли заказчика. например автомобили каплеобразной формы (таков в частности "Фольксваген-Жук" - самый массовый автомобиль в истории, производившийся без пересмотра основы конструкции с 1938 года по 2003 год). Более дальние концепт-проекты остановила Вторая Мировая война. Один (всего) из этих проектов: Air Liner Number 4. Проект 1929 года.
Его удобно выбрать в качестве примера - и ниже станет ясно, почему.


(3d-клип с канала DansFlights).


Air Liner Number 4 - сверхтяжелая летающая лодка с планером схемы "несущий фюзеляж" (или толстое "летающее крыло"). ТТХ:
Размах крыльев 160 метров
Длина 72 метра.
Высота 35 метров.
Общая мощность: 38000 л.с. (на взлете) 22800 л.с. (в крейсерском режиме)
Двигатели: 20x1900 л.с. (на взлете) 12x1900 л.с. (в крейсерском режиме)
Максимальная скорость: 240 км / ч
Крейсерская скорость: 160 км/ час
Посадочная скорость: 115 км / ч
Практический потолок: 3000 метров
Крейсерский радиус без заправки: 12000 км.
Полетный вес: 573000 кг.
Грузоподъемность: 275000 кг

"Идея строительства этого самолета — наладить сообщение между Чикаго и Лондоном. Наши расчеты, основанные на детальном изучении всех факторов, указывают, что предприятие — реально с коммерческой точки зрения... Авиалайнер способен совершать три рейса туда и обратно в неделю, что дает ему серьезное преимущество в соревновании с океанскими лайнерами, самый быстрый из которых может делать только один рейс в неделю. К тому же стоимость постройки океанского лайнера — около $60 миллионов, а наш воздушный стоит всего $9 миллионов".
(Норман Бел Геддес, книга "Горизонты", 1932 год - цитируется в переводе от Membrana.ru).

Теперь открываем журнал "The Engeneer", и читаем статью:
"Самолетное плавание: гидросамолет будущего?" Глинн Гарлик 1 июня 2015 года
https://www.theengineer.co.uk/issues/june-2015-online/plane-sailing-the-seaplane-of-the-future/
Там рассказывается о работах современной исследовательской группы д-ра Эррикоса Левиса в "Imperial College" (Лондон).
Д-р Левис высказывает рад своих соображений о том, почему в середине XX века авиалайнеры - гидропланы (летающие лодки) проиграли конкурентной борьбе трансокеанских воздушных перевозчиков - авиалайнерам с сухопутным (аэродромным) взлетом и посадкой. После чего рассказывает о работе своей группы по созданию концепта авиалайнера - летающей лодки, который будет уверенно конкурировать с обычными на сегодняшний день дальними широкофюзеляжными авиалайнерами классической самолетной схемы.

Концепт группы д-ра Эррикоса Левиса - это сверхтяжелая летающая лодка с планером схемы "несущий фюзеляж" (или толстое "летающее крыло").
ТТХ:
Размах крыльев 160 метров
Длина 80 метра.
Высота 20 метров.
Вместимость 2000 пассажиров.

Геометрия и размеры планера - практически те же, что у Нормана Бела Геддеса. Схема - та хе. Отличий очень мало.
- Гидроплан д-ра Левиса имеет не катамаранную (как у Геддеса), а тримаранную схему лодки.
- Гидроплан д-ра Левиса использует турбореактивные двигатели с высокой тягой (которых не было в 1929-м, когда создавался проект Air Liner Number 4).
- Соответственно, планер у д-ра Левиса более сплюснут по вертикали - чтобы снизить сопротивление воздуха в полете при более высокой скорости, чем у гидроплана Геддеса.

Вот и все отличия. Др-р Левис подробно, аргументированно объясняет почему для максимальной конкурентоспособности и безопасности, авиалайнер - летающая лодка открытого моря должен строиться именно по схеме несущий фюзеляж - летающее крыло, и иметь именно такие габаритов.
Отметим, что проект Геддеса и проект д-ра Левиса разделяют 86 лет
Такая история.

Сегодня во многих статьях можно прочесть, что проекты Геддеса намного опередили свое время, что его концепция городского макро-дизайна реализуется в XXI века, например: в Шанхае, а о трансокеанском летающем крыле-гидроплане уже сказано выше.
Но, если разобраться, то Геддес не опережал свое время.
Другое дело - "технократические" НФ-авторы, такие как Жюль Верн, Герберт Уэллс, Станислав Лем. Они опередили свое время, поскольку машины, изображенные ими, требовали технологий, неизвестных или недоступных на дату создания НФ-новелл.
А вот Норман Бел Геддес - не опережал. Он пользовался доступными технологиями, он привлекал инженерных экспертов соответствующего профиля, он проводил адекватные технико-экономические расчеты, он создавал проекты, доступные и экономически выгодные к воплощению в его время.

Будущее Геддеса (и наше недавнее прошлое глубиной три четверти века) - могло быть таким, какое он проектировал. Красивым, комфортным, технически продвинутым, и стремительно развивающимся. Геддес, как футуристический инженер и дизайнер будущего - состоялся. Но т.н. "цивилизованное человечество" - в значительной мере не состоялось. Такие дела.

P.S. Норман Бел Геддес - не единственный гениальный дизайнер будущего. Есть и другие. Но он, возможно, самый яркий, и на его примере хорошо видно то, что я попробовал показать выше.
P.P.S. Есть такой стиль "Ретрофутуризм" и такой термин "Ретробудущее" - альтернативное удачное прогрессивное прошлое. Но человечество в основном это прое... (ну, вы поняли).
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 141 comments