Александр Розов (alex_rozoff) wrote,
Александр Розов
alex_rozoff

Чайтаник 1. Лодка-дом для горожанина в открытом океане.

«Наша задача – спасти максимум лишних человеческих жертв» (капитан Б. на сборах резервистов после аварии на Чернобыльской АЭС).

«Чайтаник» - условное название возможных конструкций и конфигураций жилой лодки (яхты, хаусбота), предназначенной для обитания вчерашнего офисного планктона в открытом океане. Это продолжение сюжета новеллы, начатое здесь:

"Аргонавтинг. Офисный планктон унесенный ветром".
https://alex-rozoff.livejournal.com/71241.html
(по сюжету молодые офисные кадры под действием психоделика решают переселиться на недорогие но технологичные как-бы-яхты в тропической полосе мирового океана).
Название изобретено на оргии в ночь с 21 на 22 декабря - викканский Йоль, совпавший в этом году с полнолунием. Слово «Чайтаник» корреспондирует со словами:
Чайник и Ботаник (характеристики офисного планктона относительно мореходства).
Титаник (что указывает на необходимость учета рисков).
Чайна-таун (что, как бы, намекает на малобюджетный стиль).

Вероятно, первая задача для чайника в открытом океане на лодке - просто не утонуть при неопытных действиях по управлению этой самой лодкой. Иначе говоря: первое свойство «Чайтианика» - дуракоустойчивость. Некоторые ценные наработки по данному вопросу нашлись в архивах 1970-х - 80-х. Авторство принадлежит инженеру Роберту Ряйккенену.

http://www.koltunov.ru/Other/SpasenieUtopayushih.htm
http://www.koltunov.ru/Other/Polimaran.htm
Ряйккенен занимался, в общем-то, не яхтингом, а разработкой нового типа спасательных плотов для открытого моря. Он исследовал и существовавшие «классические» модели спасательных плотов, и самодельную экзотику, среди которой почетное место занимает трансокеанский 14-метровый плот «Кон-Тики» (1947 год) конструкции Тура Хейердала. Команда из 6 человек прошла на «Кон-Тики» 7000 км за 101 день. Так они обосновали возможность античных перуанских мореходов добираться до Полинезии. Но Ряйккенена интересовало другое: как этот плот (из девяти бревен, связанных веревками) вообще не развалился за 101 день перехода по волнам Тихого океана. Разбираясь с этим вопросом, Ряйккенен сформулировал инженерное решение, названное пространственной плавающей решеткой, и реализовал его в виде маленькой действующей модели: полимаран «Спрут»
http://www.hobbyport.ru/mk_other/okb_mk/8203_polimaran_sprut.htm
(эскизы и картинка взяты отсюда).

Строго говоря, «Спрут», это гептамаран (семикорпусная лодка) состоящая из пустотелых пластиковых модулей – поплавков и алюминиевой рамы.
Два длинных корпуса образуют катамаран, и сидят сравнительно глубоко в воде. Еще два корпуса (более коротких) – по бокам, и сидят очень неглубоко в воде. Такой тетрамаран дополнен тремя корпусами в проемах между четырьмя, причем эти три корпуса в случае спокойного моря вовсе не касаются воды. Они работают лишь при существенной волне.
Схема получается вот такая:

Общие технические характеристики «Спрута»:
Длина, м — 9,5
Ширина, м — 7,2
Осадка, м — 0,3 — 0,7
Высота мачты, м — 12
Площадь главных парусов, кв. м.2 — 60
Вес пустой лодки, т — 1,5
Грузоподъемность, т:
расчетная — 6,5
максимальная — 18

«Спрут» примерно в полтора раза меньше, чем «Кон-Тики», и выглядит вот так:

(архивное фото: http://kolamap.ru/photos/picture.php?/1296)

Натурные тесты «Спрута» проводились в нескольких морях, включая приполярные.
В 1983-м «Спрут» (как немагнитное судно) использовался в Кругосветной Антарктической экспедиции в качестве носителя оборудования для магнитных измерений.
http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/1995/

Дуракоустойчивость «Спрута» оказалась исключительной. По рассказам, трое весьма грамотных яхтсмена в Азовском море при значительной волне на спор пытались вызвать опрокидывание «Спрута». Они делали практически все, чего нельзя делать на обычных однокорпусных, и на многокорпусных лодках – но опрокинуть не получилось.
При этом, в отличие от «Кон-Тики» (скорость которого была примерно 3 км/ч), «Спрут» имеет приемлемую скорость под парусами -около 15 км/ч (хотя, в общем, не строился в качестве крейсерской мини-яхты).

Разумеется, размер «Спрута» не подходит для долговременно обитаемой океанской лодки, однако если увеличить его вдвое, то размер получится практически оптимальным
(19 метров длина, и 7.4 метра ширина).
Это лишь один вариант возможного «Чайтианика».
Замечания и другие предложения по сюжету - приветствуются.
Пока поступили предложения от участника dbatyuk по комплектации:
- Солнечная батарея и ветровой генератор (возможно также топливный генератор).
- Вспомогательный электродвигатель для хода в штиль.
- Опреснитель.
- Солнечный коллектор для нагрева воды.
- Дальняя коммуникация (радио, спутниковый интернет).
- Обычные элементы яхтенного быта.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 257 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →