Александр Розов (alex_rozoff) wrote,
Александр Розов
alex_rozoff

Category:

На орбиту - в один ход. Малобюджетный космос. Тень летающих тарелок Третьего рейха.


Эта история была начата еще Циолковским. На его первых эскизах - одноступенчатые ракеты*. Затем, в 1920-х (уже позже, чем Годдард) Циолковский решил, что будущее - за "космическими поездами", отцепляющими опустевшие "вагоны-цистерны" после исчерпания в них топлива. Такая многоступенчатая схема в Первую Космическую эру (1940-х - 1970-х) стала классической. Она позволяла не тащить за собой тяжелые пустые конструкции (не тратить топливо на их разгон). Весьма удобно, но очень дорого. "Представьте, что перед каждым перелетом вы бы собирали новый самолет: соединяли фюзеляж с крыльями, прокладывали электрокабели, устанавливали двигатели, а после приземления отправляли бы его на свалку… Далеко так не улетишь"*

В Первую Космическую эру, космические летательные аппараты КЛА были в компетенции военных (поскольку являлись вторичными проектами по отношению к первичным проектам межконтинентальных баллистических ракет, МБР - носителей ядерных зарядов), а для военных чем больше бюджет проекта - тем лучше. Соответственно, идеи удешевления проектов не вызывали у них симпатии.
Но Первая Космическая эра закончилась вместе с Первой Холодной войной, а условно в 2008-м началась Вторая Космическая эра, продвигаемая частными фирмами (иногда с участием госбюджета, иногда - без). Настало время коммерческого космоса, и вопрос снижения цены оказался принципиальным в плане конкуренции на рынке услуг запуска спутников. Тогда-то понемногу стали вспоминаться схемы одностадийного КЛА, как на порядок более дешевых.
Дело в том, что современные многоступенчатые КЛА Первой Космической эры повторяют конфигурацию МБР. Это две-три ступени, и маленький головной модуль. Этот модуль в варианте МБР - ядерный боезаряд, а в варианте КЛА - собственно, космический корабль с полезным грузом. Все, кроме корабля - сбрасывается по дороге и сгорает. Корабль в большинстве случаев тоже рассчитан на один запуск, и даже если он возвращаемый (например с экипажем), то повторному использованию не подлежит. Вспомним аналогию с "одноразовым авиалайнером"

Илон Маск в "Spece-X" пошел по самому очевидному пути снижения затрат - делать все, как в Первую космическую эру, но при этом не терять отброшенные ступени, а аккуратно приземлять их, с возможностью повторной заправки и использования.

Джеф Безос в "Blue Origin" возможно, собирался пойти по пути создания полностью одноступенчатой схемы, но его проект орбитальной ракеты "New Glenn" - двухступенчатый.

Несколько компаний (в т.ч. "Reaction Engines Limited" ) занялись космическими самолетами (такими как "Skylon"), использующими самолетный полет и атмосферный кислород на стадии первичного разгона, и переходящие на ракетный принцип с внутренним окислителем на стадии набора космической скорости. При всей привлекательности такого пути, у него есть существенный минус: сложность двухрежимного двигателя, и проблема спасения крыльев при возврате в атмосферу на космической скорости.
Эти проекты методически правильнее обсудить отдельно, настолько они специфичны.

Далее, некоторые космические фирмы** вспомнили о проектах "Roton" фирмы "Rotary Rocket" и SERV фирмы Chrysler, времен Первой космической эры.
И вот тут самое интересное.
Схемное решение - вертикальный взлет на газовом потоке, как у классической ракеты. Но форма совершенно иная. Это толстый конус со скругленной верхушкой (в проекте Roton) или даже скорее перевернутая глубокая тарелка (в проекте SERV)
Такой объемный корпус лучше приспособлен к содержанию большого запаса окислителя и топлива, при сравнительно низкой относительной массе конструкции. При этом, возвращаемым является весь КЛА, включая корпус. Расчеты тепловых нагрузок при входе в атмосферу, позволяют это сделать - по утверждению разработчиков. Это действительно многоразовый КЛА...

...А теперь сюрприз (с которым связана картинка под заголовком). На картинке - КЛА "Haunebu"***, считающийся полу-мифической разработкой из серии "летающих тарелок Третьего рейха". С точки зрения тогдашнего уровня и трендов развития авиации, такая штука, похожая на перевернутую глубокую тарелку, выглядит полным нонсенсом. А ее якобы летные параметры (в первую очередь - гиперзвуковая скорость) выглядят не реалистично.
Но эта нереальность исчезает, если вспомнить, что перед этим в Третьем рейхе была разработана ракета ФАУ-2 конструкции Вернера фон Брауна (выполнившая, между прочим, первый суборбитальный космический полет в истории, и надолго ставшая стандартом в космическом ракетостроении).
Известно, что команда фон Брауна, занимаясь боевыми ракетами, вообще-то, предполагала заняться именно космосом. Это затем и произошло - после поражения Третьего рейха, и переправки команды фон Брауна в США.
Можно предположить, что "Haunebu" представлял собой макет-прототип многоразового КЛА, и это объясняет парадоксы в историй, сохранившихся об этой странной машине.

Кстати: после Второй мировой войны и в СССР и в США некоторое время велись работы по возможной дисковой конфигурации модулей, предназначенных для схода с орбиты, торможения в атмосфере и мягкой посадки. Потом они оказались среди множества иных тоже забытых перспективных проектов. Может, надо внимательнее рыться в архивах?

-------------------------------
*) Русский космос: проект «Корона» и другие разработки ГРЦ Макеева
https://www.popmech.ru/technologies/363532-russkiy-kosmos-proekt-korona-i-drugie-razrabotki-grc-makeeva/#part1
**) Одноступенчатая многоразовая ракета «Зея»
http://spacelin.ru/proekty/odnostupenchataya-mnogorazovaya-raketa-zeya/
Roton
https://en.wikipedia.org/wiki/Rotary_Rocket
Chrysler SERV
https://en.wikipedia.org/wiki/Chrysler_SERV
***) Nazi UFOs
https://en.wikipedia.org/wiki/Nazi_UFOs
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 232 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →