Свиреп ли он?
Идет ли он на свист? Как именно он идет?
Любит ли он поросят вообще?
Если он любит поросят, делает ли он различие между видами поросят?" *
Эти вопросы Пятачка из сказки Милна о Винни-Пухе и прочих обитателях леса удивительно четко ложатся на размышления мужчины о заинтересовавшей его женщине,или на размышления женщины о заинтересовавшем ее мужчине.
Мне проще излагать от лица мужчины, но стороны меняются легко без смены смысла. Итак:
На кого (в плане привычек) похожа эта женщина?
Какой у нее характер?
Интересуют ли ее мужчины вообще?
Если ее интересуют мужчины, делает ли она различие между разными видами мужчин?
По ряду психологических причин, мужчине, как правило, хочется, чтобы заинтересовавшая его женщина не только интересовалась мужчинами, но и делала различие между разными видами мужчин. Причем из всех мужчин выделила бы его - единственного, неповторимого, любимого...
...Но даже если это в какой-то момент кажется реальностью и произносится вслух (в форме серьезного заявления или даже клятвы) - то так ли это в практической психологии?
Тут полезно вспомнить историю Мартена Герра.
Дело было в южной Франции середине XVI века, в деревне Артига. Простой парень Мартен Герр женился на простой девушке Бертранде Ролс. Они жили вполне обыкновенно, а потом Мартен Герр ушел на войну, и вернулся через 8 лет. По меркам той эпохи – ничего особенного. 4 следующих года Мартен и Бертранда жили обыкновенной жизнью. У них рос сын, родившийся еще до ухода Мартена на войну. Бертранда родила еще двоих дочерей. На ферме все шло своим чередом. Но вдруг, практически случайно, объявился какой-то солдат, сообщивший, что Мартен Герр не настоящий. Начался суд и опрос свидетелей. Примерно половина утверждала, что парень настоящий Мартен Герр. Среди них: его жена, четыре его сестры, два брата жены и несколько односельчан, знавших Мартена с рождения. Другая половина свидетелей считала, что парень не Мартен Герр. Суд склонялся к первой точке зрения, но вдруг объявился настоящий Мартен Герр, и при сравнении все свидетели узнали его. Лже-Мартен Герр оказался другим простым парнем по имени Арно Тиль. Он был в одном полку с Мартеном, был чуть-чуть похож, и разузнал кое-какие факты о быте Мартена. Этого оказалось вполне достаточно...
...Можно ли предположить. что Бернарда Роллс, жена Мартена Герра не заметила подмены?
Вряд ли. Слишком много индивидуальных характеристик запоминается в человеке, с которым настолько близко контактируешь в повседневном быту и в непосредственной биологии.
Просто, для нее не было особой разницы. Парень и парень. Руки-ноги-голова и прочие части организма. Профессия та же, что была у мужа. Манеры, в общем, аналогичные.
Функционально это был такой же муж. Мартен Герр и Арно Тилль были взаимозаменяемы.
Иногда интересно взглянуть на себя и задуматься: а насколько я взаимозаменяем с кем-то?
Это полезное упражнение по аутотренингу, чтобы объективно относиться к себе и избавиться от непрактичных или даже опасных иллюзий.
Можно питать любые иллюзии относительно близких людей, но мы для них в первую очередь некая функция. Как и они для нас. Во вторую очередь (причем не всегда и не все) мы отмечаем какую-то неповторимую черту (иногда вроде бы незначительную мелочь) в ком-то из своих близких, а они - в нас. Достаточно ли этого (названого во вторую очередь, как мелочь), чтобы называть такие отношения словом "любовь"?
По-моему, да.
Но это лишь мое мнение, при том, что каждый, кто вообще как-то задумывается об этом, сам себе придумывает, что оно значит.
-----------------------
*) В оригинале:
What was a Heffalump like?
Was it Fierce?
Did it come when you whistled? And how did it come?
Was it Fond of Pigs at all?
If it was Fond of Pigs, did it make any difference what sort of Pig?
(A. A. Milne. "Winnie‑the‑Pooh")
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →