Сериал ближней перспективы, мир очень похож на сегодняшний, но в нем есть хуботы (hubotar) роботы-гуманоиды, визуально и сенсорно почти неотличимые от человека, и продаваемые наряду с прочей продвинутой бытовой техникой. Опции хуботов: уборка, стирка, стряпня, присмотр за детьми, и интим для взрослы пользователей. Сама тема не новая, и интрига сериала довольно примитивная. Но в сюжете постоянно всплывает тема сравнения людей и роботов в качестве бытовых партнеров. И неизменно результат не в пользу человека. Причем дело даже не в относительной дешевизне хубота по сравнению с неработающим супругом (супругой), и не в каких-то особых интимных качествах хубота (напротив, в этом смысле хуботы ближе к пластиковым куклам). Дело в функциональном удобстве хуботов и функциональном неудобстве людей. Это лейтмотив сериала.
Бешеные сцены ревности к хуботам, и жесткие фразы вроде "лучше жить с роботом чем с тобой".
Эти сцены ревности выплескиваются за пределы дома - на улицу, и приводят к диким актам вандализма. Открытым текстом сказано: хуботы вытесняют людей с рабочих мест в сфере услуг, и с домашних мест в семье - потому что роботы лучше, причем люди это признают, практически, безоговорочно. Гнев людей психологически показан как проявление осознанной неполноценности.
Тема выглядит интересной и актуальной именно сейчас по нескольким причинам.
I. Еще недавно аналогичный сериал "Запретная наука" (2009 год) прошел почти незамеченным, хотя он эмоциональнее, сюжет намного ярче, и детективная интрига намного интереснее.
II. Весной 2018-го обществе началась серьезная кампания за запрет "хуботов" - тема перешла в фазу политического требования запрета интим-роботов, как альтернативы, вытесняющей людей.
https://campaignagainstsexrobots.org
III. Появилась такая статья: 2 апреля 2019 "Если судить по результатам последних опросов, за прошедший 2018 год у каждого четвертого американца не было ни одного полового партнера".
https://www.bbc.com/russian/news-47777152
Она ссылается на чуть более раннюю статью: 27 ноября 2018 "Роботы-любовники будут умными, послушными и неутомимыми. Останется ли необходимость в людях?"
https://www.bbc.com/russian/features-45477790
IV. Фактически, в сфере коммерческой любви (т.е. в лупанариях) роботы с 2017 года начали конкурировать с людьми, а психологи заговорили о том же самом в семейном варианте.
https://www.wikitribune.com/article/2323/
Судя по фактам, что-то кардинально изменилось в схеме быт-семья-любовь за последние 10 лет.
Материалистический подход к истории и социологии ориентирует на поиск причин в экономике.
И действительно: сериала "Запретная наука" (2009) вышел на экран, когда Великая Рецессия еще воспринималась лишь как временное явление. Сериал "Люди" (2015) сделан, когда Великая Рецессия уже была осознана, как системный кризис, который уйдет только месте с глобальным финансово-политическим устройством, породившим это.
В бытовом смысле, на поле ведущих западных стран, благодушие, связанное с материальным благополучием и гуманизмом, вошедшим в привычку за 30 предкризисных лет сменилось ясным осознанием тог, что придется экономить неопределенно-долго.
В таких случаях людям свойственно переоценивать свое отношение к товарам и ресурсам.
Тут-то мы и подходим к теме объективизации человека.
Гуманистические императивы в стиле: "относитесь к человеку, как к цели, а не как к средству" остались в последнем десятилетии XX века и первом десятилетии XXI века.
На повестку дня вышли более ранние императивы капитализма: "человек - такой же товар, как любой другой, а человеческие отношения - такая же услуга, как любая другая".
Соответственно, актуальным стал вопрос о цене товара (услуги) и о более прагматичных и дешевых заменителях.
Объективизация человека (в частности - женщины) - не выдумка современных псевдо-феминисток. Это такое же логичное следствие системного кризиса, как популярность каршеринга. Любой товар урезается до практической функции обслуживания потребностей покупателя - так экономичнее.
Движение MeToo, стартовавшее в 2017-м, и ставшее символом 2018-го года, как и инновационные драконовские законы, принятые по поводу отношений между полами, не являются просто капризом этих же псевдо-феминисток. Это метод нового позиционирования старого товара с целью сохранить позиции на рынке при снижении платежеспособного спроса.
Движение Childfree, менее заметное (поскольку существующее давно - с 1980-х) получила лавинообразный спонтанный рост. Ведь дети это товар в стадии сборки и настройки. Поскольку этот товар сразу после настройки изымается в общественный оборот, для женщины нет резона производить его без эквивалентной компенсации затрат со стороны общества, как заказчика.
В том, что человек стал считаться просто товаром нет ничего нового. Ведь человек считался просто товаром с момент а становления товарно-денежных отношений и до середины XX века.
Даже в том, что человек не является уникальным, безальтернативным товаром нет ничего нового. Альтернативы человеку появились во второй половине XVIII века (из-за чего возникло движение луддитов - разрушителей машин).
Новое в том, что человек больше не является безальтернативным товаром даже в быту и в семье.
В урбанизированной среде современного финансово-цифрового капитализма, робот (хубот) по всем параметрам превосходит человека-семьянина, как ткацкий станок XVIII века по всем параметрам параметрам превосходил человека-ткача.
Есть некая ирония Демона Истории в том, что сложившийся глобальный строй, породивший такое отношение человека к человеку, оказался методически не готов к последствиям в экономике и политике. Он (строй в лице своей политэлиты, истеблишмента, олигархии) почему-то считал, что люди не перенесут тотально-рыночные отношения с работы и с улицы на бытовые человеческие отношения в доме и в семье (и таким образом у строя всегда будет бесплатная подпитка достаточным количеством товара-человека). А люди вот перенесли. Теперь вместо того, чтобы с достоинством принять этот удар эпической "невидимой руки рынка", финансовый капитализм стал лепетать что-то несвязное о "традиционных семейных ценностях" (распавшихся еще в 1960-е), и о гуманизме (разрушенном Великой Рецессией). Следующий удар "невидимой руки рынка", похоже, станет фатальным для этого строя. Вопрос: что дальше? Но это уже другая история.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →