Category: история

Category was added automatically. Read all entries about "история".

Эффект Хюбнера - попытка философски объяснить нынешнюю материально-технологическую стагнацию

В статье http://analysisclub.ru/index.php?page=social&art=2052 Сферу технологий может ждать эра "Средних веков", Роберт Олдер излагает гипотезу Джонатана Хюбнера, физика из Военного воздушно-морского центра Пентагона в Чайна-лейк в Калифорнии. Суть в следующем: мы движемся отнюдь не к технологической нирване, а к новым средним векам - темп технических инноваций достиг пика век назад и с тех пор снижается.

Хюбнер предсказывает конец эры инноваций.
Конспективно - детали аргументации и гипоезы Хюбнера:
Collapse )

Генератор для домашней атомной котельной - древняя неубиваемая машина Стирлинга

Это - продолжение темы https://alex-rozoff.livejournal.com/346368.html По состоянию на сейчас вполне можно сделать атомную котельную. Давайте попробуем?. В предыдущей части рассмотрена маленькая атомная котельная (с котлом приблизительно 100 литров и тепловой мощностью порядка 100 КВт), которая не подвержена аварийности от разгона реактора при неправильном обслуживании, и к тому же будет очень дешевой. Сам реактор - подкритический, гомогенный на водном растворе солей необогащенного природного урана или с природного тория (запасы того и другого - огромны, их хватит на тысячелетия). В подкритическом реакторе самопроизвольная цепная реакция не происходит - вместо этого применяется внешняя "подкачка" нейтронов из схемы с фемтосекундным тераваттным лазером и мишению из жидкого тяжелого металла (самый холодный вариант: 1% амальгама урана).
Итак, у нас есть подкритический атомный котел, генерирующий тепло. Как преобразовать его в электроэнергию?
В теме высказывались разные мнения, и лично мне кажется наиболее удачным вариантом: древняя неубиваемая машина Стирлинга. Вот как она работает (на видео с канала GELO G можно разглядеть шильдик - машина сделана в 1895 году).

Представление об энергетической всеядности стирлинга - дает следующее видео (с канала Eugene Arbatsky): комнатная модель работает от тепла воды, налитой в стакан из бойлера.
Collapse )
Заметим, что везде указывается на два недостатка стирлинга:
1. Сравнительно большие стирлинга габариты на единицу мощности.
2. Сравнительно высокая цена стирлинга при создании стирлига, преодолевающего 1-й недостаток.
Но в данном случае мы говорим о бытовой атомной котельной с электрическим генератором, и нас вообще-то интересует только дешевизна и надежность. Так что welcome to 1895th

...Такие дела...

Поле мнений: прогресс и благополучие, труд и свободное время. ЧТО И ДЛЯ ЧЕГО НУЖНО?

До чего дошел прогресс!
До невиданных чудес:
Опустился на глубины и поднялся до небес.
Позабыты хлопоты, остановлен бег,
Вкалывают роботы, а не человек!
До чего дошел прогресс!
Было времени в обрез,
А теперь гуляй по свету - хочешь, с песней, хочешь, без!


(к/ф Приключения электроника, Odesa Film Studio, 1979 год)
Песенка наивная, а вопрос о смысле научно-технического прогресса (НТП) для среднего человека - серьезный.

Смысл НТП для среднего человека в том, чтобы:

увеличить благополучие при снижении времени необходимого труда
163(73.8%)
только увеличить благополучие без снижения времени необходимого труда
15(6.8%)
только снизить время необходимого труда без увеличения благополучия
11(5.0%)
НТП для среднего человека вообще не нужен и не имеет смысла
12(5.4%)
Иное, вне предложенных вариантов
20(9.0%)

В 1979-м НТП был очевиден для среднего человека. А сейчас, в XXI веке?

Сейчас, в XXI веке, НТП продолжается?

Да
114(59.7%)
Нет
57(29.8%)
Особое мнение
20(10.5%)

Collapse )

Энциклопедия ретрофутуризма 1 - 4. Реестр полузабытых технологий 1880 - 1980 годов.

Ретрофутуризм - арт-жанр (и техно-жанр), показывающий из какой-то точки прошлого - мир альтернативного настоящего, в котором доминируют развившиеся технологии и идеи прошлого, забытые или вышедшие из употребления в реальном мире настоящего (а также - технологии, состоявшиеся в реальном мире, однако худшими или менее экономичными, чем они были придуманы в те времена). Насколько это актуально? Скажем так - в достаточной мере, если учесть, что качество "новой реальности" падает все ниже от уровня ожиданий. См. об этом, например:
100+ лет серийным электромобилям. Современные - отстой. Будущее за глюкомобилями
https://alex-rozoff.livejournal.com/129604.html
19 вещей, от которых надо отказаться в "цифровом мире", чтобы Матрица имела вас 24х7
https://alex-rozoff.livejournal.com/330046.html
Первые ласточки летят к дизельпанку. В цифровом мире зима близко?
https://alex-rozoff.livejournal.com/328868.html
...Начнем Энциклопедию ретрофутуризма, пожалуй с информатики (считается ведь, что ныне информационная эра).
1. Через два года после того, как в Америке был запатентован телефон, в одном из периодических журналов в 1878 году появилась концепция видеотелефона с широким экраном, который передавал свет и звук. Устройство назвали «телефоноскоп»
https://ru.wikipedia.org/wiki/Видеотелефон
2. Складной коммуникатор для переговоров с людьми, экипажами кораблей и для отправки сигнала бедствия впервые коммуникатор появился на экране в 1964 году в самом первом эпизоде «Стартрека» — «Клетка»:

Разработчик первого мобильного телефона Мартин Купер работал в компании Motorola с 1954 года. Сначала он занимался усовершенствованием пейджеров, затем — созданием автомобильных телефонов. Удивительно, что и то, и другое изобретение уже использовало технологию сотовой связи. В начале 1970-х Купер был обеспокоен тем, что главный конкурент Motorola — технологический гигант AT&T — захватит лидерство в нише автомобильных телефонов: на тот момент компания активно лоббировала законопроект об обязательном размещении в автомобилях телефонных аппаратов.
https://www.popmech.ru/technologies/293992-6-sovremennykh-tekhnologiy-predskazannykh-nauchnoy-fantastikoy/
Collapse )

Диссидентам - нелегальная тюрьма, партократам - миллиардные субсидии. Кто сказал, что Гитлер мертв?

28.01.2021 Комнату в 12 квадратных метров особо уютной не назовешь. Узкая кровать, маленький угловой столик, на окнах решетки. Это изолятор на территории исправительного центра для несовершеннолетних неподалеку от города Ноймюнстер в федеральной земле Шлезвиг-Гольштейн. Сюда с начала февраля 2021 года по постановлению суда можно будет направлять особо упорных "карантин-диссидентов". А директор исправительного центра Ян-Петер Шрёдер (Jan-Peter Schröder) надеется, что фотографии и видеосъемки, сделанные журналистами в ходе осмотра изолятора, окажут "сдерживающий эффект" на нарушителей карантина. В изолятор людей помещают по решению суда, и те, кто там оказался, должны следовать инструкциям охранников - их обязанности на добровольной основе выполняет команда из 40 полицейских, вышедших на пенсию.
https://p.dw.com/p/3oUO9

Почему я говорю нелегальная тюрьма? Даже не потому, что суд действует противозаконно, когда штампует лишение свободы за диссидентство вообще и за ковид-диссидентство. Это не главное. Главное - что это тюрьма без правил. Вместо штатных охранников - заведомые психопаты, которые пришли туда работать ради удовольствия. И сама тюрьма не называется тюрьмой. С человеком там можно сделать что угодно - у него нет стандартного пакета прав заключенного, и некуда жаловаться. Кстати, все это в Германии уже было между 1938-м и 1945-м.

Пока зондеркоманда пенсионных полицаев делает (согласно исторической традиции) Endlösung der Coronadissidentenfrage, у климатических диссидентов есть чуть-чуть времени на эмиграцию ( в Намибию, или в Бразилию, например). Поскольку они следующие, такова логика. Объяснения в новом заголовке:
28.01.2021 Батареи для электромобилей: в ЕС дают миллиарды на инновации и утилизацию
https://p.dw.com/p/3oUXA
Collapse )

Как МГЭИК врет о модели глобального потепления от антропогенных парниковых газов

Если поспорить с подкованным сторонником "глобального потепления", то он сошлется на некую математическую модель климата, признную большинством научного мира, и доказывающую, что выбросы антропогенного CO2 ведут к повышению концентрации этого парникового газа, и нагревают планету за счет усиления парникового эффекта. Эта модель (скажет он) так хороша, что может предсказать изменения средней температуры в тропосфере с точностью до десятых долей градуса Цельсия в зависимости от количество сжигаемого углеродного топлива. На это модели (скажет он) построено Парижское соглашение о климате.
ОК, зайдем на сайт с объяснениями МГЭИК/IPCC (Межправительственная Группа Экспертов по Изменению Климата / Intergovernmental Panel on Climate Change), где нам обещано рассказать про учет факторов изменения климата.
https://archive.ipcc.ch/publications_and_data/ar4/wg1/ru/faq-1-1.html
Мы увидим вот такую картинку теплового баланса тропосферы с надписью.

ЧЗВ 1.1, рис. 1. Оценка годового и глобального среднего энергетического баланса Земли. В долгосрочном разрезе количество поступающей солнечной радиации, поглощаемой Землей и атмосферой, уравновешивается тем, что Земля и атмосфера излучают одно и то же количество уходящего длинноволнового излучения. Около половины поступающей солнечной радиации поглощается поверхностью Земли. Эта энергия передается в атмосферу путем нагревания воздуха, контактирующего с поверхностью (тепловыми факторами), посредством эвапотранспирации и за счет длинноволнового излучения, которое поглощают облака и парниковые газы. Атмосфера, в свою очередь, излучает длинноволновую энергию обратно на Землю, а также в космос. Источник:: Kiehl and Trenberth (1997).
И далее много букв, но ни одной формулы. Ай-ай-ай...
Collapse )

Археология "новой реальности": как инженерное дело к 2019-му упало до уровня 1949-го

Очень простой (из двух клипов) видео-пруф деградации инженерного дела.

1. Это стартап 2019 года. Летающий автомобиль: KleinVision Flying Car takes maiden flight (Official Video).
https://www.klein-vision.com


2. Это архивное видео 1949 года, канал British Pathé. A Flying Car (1949). Filmed in the 40s in Italy, a propellor driven automobile that flies makes its first test flight. Top land speed is 150mph and air speed is over 200mph. So the flying cars were being developed more than a quarter of century before Scaramanga made them famous in "The Man with the Golden Gun".


Чем отличается (1) от (2) кроме яркой краски и бессмысленных прибамбасов арт-дизайна? А эти два транспортных аппарата разделяет ровно 70 лет. Низко же мы пали в XXI веке. Впрочем, все это уже было...
Collapse )

Здесь предлагается публичный диспут с любыми сторонниками «Лунного заговора»

Напоминаю: Лунный заговор - ряд теорий заговора, центральной идеей которой является утверждение о фальсификации американской космической программы «Аполлон» (1969—1972) и, в частности, шести высадок американских астронавтов на поверхность Луны.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Лунный_заговор
Итак, я утверждаю и готов отстаивать следующую позицию: Программа «Аполлон» была выполнена в общих чертах именно так, как это сейчас представлено в энциклопедических и обычных научно-популярных источниках, и шесть высадок американских астронавтов на поверхность Луны действительно совершались.
= Программа «Аполлон»
https://aboutspacejornal.net/космические-аппараты/пилотируемые-космические-корабли/миссия-аполлон/
= Как «Аполлоны» летали на Луну: полный процесс! 3 декабря 2018 г. Alpha Centauri

= Дорога к Луне [от Джемини-1 до Аполлона-17] 20 июля 2019 Space Room


Разумный скептицизм требует определенного РАВНОГО уровня сомнений в любом заявленном факте, или интерпретации, или гипотезе/версии/теории.
Collapse )

Клаус Шваб, продавший мировой олигархии форум публичного пристойного фашизма

Этого персонажа в разных источниках называют:
- архитектором глобального миропорядка,
- президентом тайного мирового правительства,
- инициатором Четвертой Индустриальной революции,
- автором некой «Великой Перезагрузки»,
(см. например подборку https://sharla-tanka.livejournal.com/344413.html )
- и прочая, и прочая, и прочая…
…А теперь посмотрим на него исторически-объективно.
Клаус Шваб https://ru.wikipedia.org/wiki/Шваб,_Клаус_Мартин родился в 1938-м, в Третьем Рейхе, в городке Равенсбург, и за 82 года своей жизни сделал лишь одну значимую штуку (теперь она называется «Всемирный экономический форум в Давосе») и
продал эту заведомую пустышку – мировой олигархии. ВЭФ Давос стал уникальным супертоваром, самым дорогим за все время существования денежной экономики…
…Во-первых, потому что он принес продавцу самую большую выгоду в истории.
…Во-вторых, потому, что он дороже всего обошелся человечеству.
Исторически рядом с ВЭФ Давос можно поставить, разве что, пирамиды Древнего Египта и Католическую Церковь Средневековой Европы.
Пирамиды разорили богатейший Египет времен Раннего царства.
Церковь разорила богатейшую Римскую империю с колониальной периферией.
ВЭФ Давос разорил богатейший мир апогея Научно-Технической революции (НТР).

А теперь – по порядку. Ирония судьбы в том, что Клаус Шваб даже не придумал идею принудительного торможения НТР и построения нового фашизма. Эта идея витала в воздухе примерно с 12 сентября 1962-го, когда президент Джон Кеннеди произнес свою ставшую знаменитой Хьюстонскую речь «We choose to go to the Moon». Дело было не в полет ах на луне, а в самом принципе НТР. Тогдашний тренд политэкономии развитой части мира был направлен к экспансии материальных возможностей и материального  изобилия (именно этот тренд предопределил начало и затем триумф Лунной программы Apollo 1969 - 1972).

Еще раньше, в 1930 году (после Второй Индустриальной революции) арифметически получалось, что при сохранении тренда каждое следующее поколение будет материально примерно вдвое благополучнее предыдущего. И тогда экономист Джон Мейнард Кейнс предсказывал, что в ближайшем будущем рабочая неделя сократится с 40 часов до 15 часов (для среднего трудящегося просто не будет смысла работать больше).
Третья Индустриальная революция (она же - НТР) рожденная Второй Мировой войной, подтолкнула материальный прогресс еще сильнее, и так что арифметически появились прогнозы к 8-часовой усредненной рабочей недели в начале XXI века. Подробнее об этом:
Collapse )

Инженерная импотенция "цифрового мира": авиа-технологии 1930-х кажутся недостижимой магией

Для начала - архивное видео, снятое весной 1941 года (mauru-roa каналу Артем Елькин). На нем - полеты советского автожира А-7, модель 1934 года

Газета "Правда", 19 июня 1941 года. "На днях в Москву возвратились участники авиационной химической экспедиции треста лесной промышленности Наркомлеса СССР. Экспедиция провела опыт использования советского автожира конструкции инженера Николая Камова для борьбы с вредителями плодовых деревьев в Южной Киргизии. Пилотируемый летчиком Владимиром Карповым, А-7 круто уходил вверх и, лавируя вдоль отвесных горных склонов, быстро достигал недоступных для самолета участков. Аппарат легко маневрировал в узких долинах, опускался в чашеобразные горные урочища, внизу разворачивался и снова поднимался. 32 полета выполнил автожир..."
(источник: http://www.airwar.ru/enc/spyww2/a7.html)
"Еще весной 1940 г. по инициативе Н. И. Камова создается первый в СССР завод винтокрылых аппаратов на станции Ухтомская. Впоследствии именно из этого небольшого предприятия вырос Ухтомский вертолетный завод... С началом Великой Отечественной войны из пяти А-7-За сформировали отдельную автожирную эскадрилью - первую часть винтокрылых машин в ВВС Красной Армии" (источник тот же).
...Между прочим: грузоподъемность А-7 составляла 750 кг (вполне досттаочно для маршрутного авиа-такси). Какие проблемы сейчас в развитой стране Европы или Америки воспроизвести то, что было сделано в периферийной отрасли промышленности слаборазвитого Советского Союза 1930-х?
Год и далее назад на этот  вопрос отвечали: нет спроса.  Но теперь спрос появился:
24 ноября 2020 "Авиаперевозки в кризисе из-за Covid-19. Пришло ли время воздушных автомобилей"  Майкл Демпси. Корреспондент по технологии в бизнесе.
https://www.bbc.com/russian/features-55052138
И что предлагают инженеры эры "цифрового мира" запустить, как бы, в производство?
(цитирую выборочно и привожу фото из статьи Майкла Демпси)
Collapse )